Интересные дополнения

Территория Сталинского района Москвы. Фрагмент карты 1938 года.

План Москвы 1938 год. Сталинский район.

План Москвы 1938 год. Сталинский район.

Схема инженерных сооружений на территории Измайловского парка. Январь 1942г.

карты измайлово москва

Схема инженерных сооружений на территории Измайловского парка. Январь 1942г.

Обводнение  Москвы.

Сталинский план развития Москвы 1935 года предусматривал полную реконструкцию столицы и создание на ее месте своеобразного города-мечты. Планы архитекторов были действительно грандиозными: пробить бульвары в Замоскворечье и замкнуть их, создав еще одно полноценное кольцо, расширить и спрямить городские магистрали, озеленить Москву и превратить ее в настоящий сад, а также проложить вокруг города систему судоходных каналов, по которым из Москвы можно будет без пересадок попасть в пять ближайших морей.

В начале XX века Москва столкнулась с целым рядом серьезных проблем: растущее население и отсутствие нового жилья, неслаженная работа общественного транспорта, наличие неблагоприятных районов, кишащих ночлежками и кабаками, а также нехватка питьевой и технической воды.

Построенная в 1903 году на Истре Рублевская водокачка уже не могла обеспечить потребности москвичей в чистой воде. Говорят, в то время Москва-река так обмелела, что ее можно было легко перейти вброд прямо напротив Кремля – в том месте, где сегодня расположен Большой Каменный мост.

На территории Москвы протекали 37 больших и малых рек, многие из которых были заключены в уложенные под землей каменные трубы. Большинство водоемов «заросли» мусором и источали неприятные запахи.

Поэтому в 1930-е годы московские власти решают полностью перестроить систему водоснабжения, наполнить столичные реки водой из верховьев Волги, а также построить систему судоходных каналов. Все это наряду с другими крупными изменениями вошло в Генеральный план реконструкции Москвы 1935 года.

Сооружение канала Москва-Волга было одной из основных задач проекта обводнения столицы, однако кроме этого планировалось провести немало работ и в самом городе. По задумке архитекторов, наряду с возведением новых красивых и высоких каменных зданий, высадке зеленых деревьев и прокладке широких проспектов для превращения Москвы в лучший город земли, ее должно было окружить еще одно кольцо – на этот раз водное.

Предполагалось, что в «новой» столице будет множество каналов с чистой водой, она будет наполнять большие водоемы, открытые для купания и занятия спортом обычным москвичам. Сталинский план развития Москвы предусматривал, что волжская вода придет в столицу и буквально «умоет» город.

В 1932 году вместе с прокладкой канала в сторону Волги началось и строительство крупного водохранилища в Химках. Вскоре на его берегу появился Северный речной порт, а сам водоем получил важное транспортное значение. Именно Химкинское водохранилище должно было замыкать на себе большое судоходное кольцо, которое градостроители хотели построить в столице.

Для его прокладки предполагалось спрямить русло Москвы-реки, а в некоторых местах прокопать новые «реки». Всего по плану должны были соорудить шесть каналов – Хорошевский и Карамышевский должны были стать продолжением канала Москва-Волга, Дорогомиловский прошел бы по территории районов Дорогомилово и Раменки параллельно кольцу МКЖД, Андреевский или Лужнецкий должен был начинаться у Андреевского монастыря и идти на юго-восток почти по прямой линии, Восточный хотели проложить через Мытищи и далее по трассе нынешней МКАД до Кусково. Шестой, Северный канал, должен был соединить Химкинское водохранилище с Яузой.

Большинство фарватеров хотели оборудовать шлюзами, гидроузлами и судоподъемниками. Также предполагалось создать в восточной части города большую гавань и водохранилище, которое бы соединялась с остальной системой через Восточный канал.

Реконструкции подлежала и Яуза. Ее берега хотели одеть в гранит, обустроить набережные, реконструировать мосты и построить четыре новых гидроузла.

Претворить в жизнь эти грандиозные планы помешала война. Из всего того, что с гордостью было нанесено на бумагу и представлено на обозрение народу, реализовали лишь малую часть – были построены Хорошевский и Карамышевский каналы, а также реконструирована Яуза.

Схема основных магистралей, озеленения и обводнения г. Москвы.

Проект 1935 года.

обводнение москвы 1935 год

Схема обводнения Москвы 1935г

обводнение москвы 1938 год

Фрагмент #1

обводнение москвы 1938 год

Фрагмент #2

обводнение москвы 1938 год

Фрагмент #3

обводнение москвы 1938 год

Фрагмент #4

обводнение москвы

Большое водное кольцо и обводнение г. Москвы

обводнение москвы

Малое внутригородское водное кольцо г. Москвы

Генеральный план реконструкции Москвы разработан архитекторами В. Н. Семёновым и С. Е. Чернышёвым. Это первый план реконструкции города, когда исторически сложившуюся радиально-кольцевую структуру города перенесли и на новые районы, запланировав создание кольцевых и радиальных магистралей. Конечно, из-за Великой Отечественной войны и менявшихся реалий жизни он реализован далеко не полностью, но и исторической точки зрения это, конечно, весьма интересный документ.

Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) 10 июля 1935 г.

Утвердить следующий генеральный план реконструкции г. Москвы на 10 лет и на ближайшие 3 года, представленный московскими организациями.

Фрагменты из данного документа.

3.     За пределами этой территории создать лесопарковый защитный пояс в радиусе до 10 км, состоящий из равномерно расположенных крупных лесных массивов, берущих свое начало в загородных лесах и служащих резервуаром чистого воздуха для города и местом отдыха для населения. Приступить к соединению этих зеленых массивов зелеными полосами с центром города по следующим направлениям:

а) от Сокольнического и Измайловского зеленых массивов — по берегам Яузы;
б) от Ленинских гор и парка им. Горького — вдоль набережной Москва-реки;
в) от Останкинского зеленого массива — по Самотеке и Неглинной.

Помимо крупных массивов зелени на территории города, приступить к образованию новых районных парков и бульваров.

Привести в полный порядок, с планировкой и благоустройством, городские бульвары Садового и Бульварного кольца, парк Ленинских гор, Измайловский парк им. Сталина, Сокольнический парк им. Бубнова, Краснопресненский, Останкинский парки и парк Покровское-Стрешнево с расширением его и включением в его состав Химкинского водохранилища.

10.      Одним из важнейших элементов территориальной планировки Москвы является озеленение города.

В связи с громадным значением зеленых насаждений для санитарно-гигиенических условий жизни и отдыха трудящихся и архитектурного оформления города перспективный план намечает значительный рост зеленых площадей в Москве.

В городской черте образуются из существующих зеленых массивов, путем их расширения, реконструкции и обводнения, следующие общегородские парки: 

1. Измайловский парк им. Сталина — 1 956 га,
2. Центральный парк им. Горького, с включением Ленинских гор, расширяемых на новую юго-западную территорию и долину реки Сетунь, и Лужники — около 3 200 га,
3. Сокольнический парк — 952 га,
4. Краснопресненский парк — 81 га,
5. Фили-Кунцевский парк — 1 198 га,
6. Химкинский парк — 133 га,
7. Тимирязевский парк — 143 га существующего парка и 246 га нового,
8. Лихоборский — 510 га,
9. Останкинский — 373 га и примыкающий к нему новый зоопарк — 253 га,
10. Кусковский — 578 га,
11. Кузьминский — 676 га, Ленино-Коломенское — 1 740 га.

Кроме того ряд крупных парков намечено разбить на новой юго-западной территории города, с включением озелененных оврагов, водоемов и т. п. (Зюзино, Теплый Стан и др.).

Для осуществления озеленения города намечено организовать вокруг города широкую сеть питомников и оранжерей.

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *